Официальный сайт Владислава Доминяка

Художник
Карина Ивановна Нелиус

28 февраля (13 марта) 1903 года - 31 января 1992 года

Биография Перечень основных выставок Картинная галерея

К. И. Нелиус родилась 28 февраля (13 марта) 1903 года в Риге в семье банковского служащего. Мать будущей художницы с детства привила дочери любовь к музыке и театру, горячий интерес к искусству. В дальнейшем детские годы художницы протекали в Петербурге. Строгая красота города и богатства его музеев оставили глубокий след в сознании ребенка и, видимо, немало повлияли на тягу Нелиус к художественному творчеству, определившую выбор ею профессии. Среднюю школу она закончила в Томске, где жил ее дядя - художник З.А.Рокачевский. В его студии она получила первоначальное систематическое профессиональное образование. Руководитель студии был учеником П.П.Чистякова и давал своим ученикам весьма серьезную, планомерную подготовку, воспитывая высокое представление о труде художника.

В семнадцать лет Нелиус приехала в Петроград и поступила на историко-филологический факультет университета. Однако вскоре она оставила университет, окончательно утвердившись в своем намерении стать художницей.

Карина Ивановна Нелиус

В течение года она занималась в художественно-ремесленных мастерских (ранее - Общества поощрения художеств) в мастерской А.Ф.Белого, а в 1923 году поступила на живописный факультет Академии художеств. Училась она в основном у К.С.Петрова-Водкина, а в 1927 году закончила курс по специальности театрально-декоративной живописи под руководством М.П.Бобышова.

Молодой художнице приходилось браться за самые разные задачи. Она организовала студию при Доме культуры промкооперации и длительное время руководила группой самодеятельных художников, выполняла декоративные работы, оформляла интерьеры и проектировала стенды выставок санитарно-просветительного характера, рисовала эскизы агитационных установок на автомобилях для демонстраций в дни революционных празднеств. Однако главным было стремление к работе в театре, которую она считала своим основным призванием. В числе первых ее шагов в этом направлении были, в частности, эскизы костюмов для постановки "Робинзон Крузо" в Передвижном кукольном театре в Ленинграде в 1928 году. Вместе с тем желание совершенствовать свои профессиональные знания привели Нелиус в Дом искусств - в студию, где под руководством К.С.Малевича она изучала технику живописи старых мастеров и художников-импрессионистов.

Нелиус выходит замуж за художника-графика А.А.Доминяка и вместе с ним работает над оформлением некоторых театральных постановок. В ее станковых работах тридцатых годов (преимущественно натюрмортах и пейзажах) происходит постепенное вытеснение живописи маслом на холсте иными техниками - гуашью, темперой, пастелью на картоне или на бумаге. Постепенно определяются ее особый творческий склад, индивидуальный почерк.

Как раз в это время началась Великая Отечественная война. После суровой, трагической зимы в блокированном Ленинграде была эвакуация - долгий путь с сыном и матерью в Сибирь. Именно здесь, в условиях неустроенной жизни эвакуированных, множества тягостных забот, приходит настоящая профессиональная зрелость.

Основным направлением деятельности художницы оказалась работа в театре: сперва в Омском театре юных зрителей, а затем в Новосибирске, куда были эвакуированы Центральный государственный театр кукол и Белорусский государственный еврейский театр (Белгосет). В них К.И.Нелиус работает под руководством С.В.Образцова, а затем готовит в Белгосете шекспировские спектакли вместе с такими мастерами, как Н.И.Альтаман, П.В.Вильямс, А.Г.Тышлер. Она работает в эти годы также в Театре музыкальной комедии в Новосибирске, где и была в 1944 году принята в члены Союза художников СССР. Наиболее значительную часть ее произведений военного периода составляют эскизы театральных костюмов (например, эскиз "Кармен" для Центрального театра кукол С.В.Образцова и эскизы костюмов постановки "Двенадцатая ночь" в Белгосете).

В 1946 году К.И.Нелиус вернулась в Ленинград. В 1948 году она делает конкурсную серию эскизов костюмов и декораций для постановки балета "Спящая красавица" в Большом театре Союза ССР. Однако в дальнейшем художница сосредотачивает свою работу преимущественно в области проектирования экспозиций отделов музеев и выставок декоративно-прикладного искусства. Много художница работала для Музея истории религии и атеизма в Ленинграде. Большая работа была проведена ею по оформлению экспозиции Музея здравоохранения Ленгорздравотдела. Художественный совет неоднократно отмечал высокое качество подобных работ К.И.Нелиус.

Тяга к театру, желание сохранить связь с ним, не прерывать творческой линии, которая составляла основу всего творчества Нелиус, проявились, в частности, в преподавательской деятельности. В 1958-1959 годах по приглашению Н.П.Акимова она преподает живопись и рисунок на монтировочном факультете Ленинградского театрального института. Основная же работа художницы проходит в пятидесятые годы в выполнении заказов по прикладной графике. Работа эта ведется под руководством Г.Н.Траугота, консультировавшего художников, которые выполняли задания Торговой Палаты.

Выставка произведений в залах ЛОСХ. 1984.

С начала шестидесятых годов открывается новый период творчества К.И.Нелиус, продолжавшийся вплоть до ее последних дней. В этот период можно выделить две особенности: во-первых, постоянной работой художницы над декоративной керамикой, во-вторых, многочисленными поездками, в процессе которых накапливается обширный материал путевых зарисовок, приобретающих характер особого жанра в ее творчестве.

Обложка приглашения на персональную выставку произведений. 1984.

В декоративно-прикладном искусстве художницу увлекают разнообразие материалов, богатство изобразительных средств и их сочетаний: роспись по эмали и глазурь, работа в круглой пластике и рельефе, использование шамота и керамической глины. В этой области творчества К.И.Нелиус находит известную компенсацию работе в театре, к которой она больше не возвращается.

В шестидесятые годы наиболее характерными для творчества художницы являются фигурки и целые группы, трактованные в духе народного лубка, в которых зачастую звучат ноты юмора: "Дама с собачкой" (1963), "Дворничиха" (1963) или "Детский сад" (1966). В семидесятые годы создаются преимущественно керамические декоративные пласты, трактуемые как самостоятельные станковые произведения. В них декоративное живописное решение сочетается с попыткой найти символическую образную формулу. Так, например, в декоративных пластах "Современный город" (1976) и "Борьба двух миров" (1979) художница старается создать аллегорическое выражение конфликта добра и зла. Иные, лирические ноты звучат в таком пласте, как "Урожай" (1974). В пласте "Рига" (1968) художница пытается найти своего рода портрет города, эмоционально выразить образное представление о его особом характере.

Первое путешествие в Чехословакию в 1961 году явилось началом своего рода эпохи путешествий К.И.Нелиус. Поездки в далекие места и незнакомые страны открывают художнице новые перспективы. Каждая такая поездка становится источником наблюдений, которые многое меняют в самом ее видении мира, заставляют и в привычном, в родных местах замечать и по-новому, свежо видеть то, что ранее оставалось незамеченным, обыденным... Уже в рисунках, привезенных из поездки в Кижи в том же 1961 году, сказывается эта интересная новая нота. Затем следует множество иных впечатлений, вывезенных из путешествий в Крым, на Кавказ, в Армению, в Карелию и на Белозеро, в Новгород, Елабугу и в другие края нашей страны и за рубеж. Путевые зарисовки К.И.Нелиус обладают особым характером. Сделанные в значительной своей части цветными фломастерами и другими многокрасочными средствами изображения, они прежде всего ориентированы на выражение характера наблюдаемой сферы природы и быта, а также на выявление декоративных особенностей открывающейся перед художником картины. Поэтому не столько события, происшествия и типы занимают внимание автора, сколько целостный общий характер жизни различных мест, которые она познает в путешествии. Именно это и придает особый тон путевым зарисовкам К.И.Нелиус.

Работы К.И.Нелиус не обнаруживают никакой тенденции к успокоению ее на достигнутом. Стремление открывать для себя нечто новое, не повторять пройденного, а делать так, как еще никогда раньше не приходилось, - это и есть выражение неустанности творческого труда художника. Такой и была Карина Ивановна Нелиус до самого конца.

По материалам вступительной статьи В.Я.Бродского к каталогу выставки произведений К.И.Нелиус (1983)

Назад  Далее


Rambler's Top100